Может ли ГРО вернуть деньги за подведение газа в дом?
Как быть тем потребителям, кто газифицировал свой дом платно еще до того, как в их регионе начались мероприятия по социальной газификации? Разбираемся, как можно компенсировать затраты в этом случае.
Догазификация — это подведение газа до границ земельного участка в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств граждан. По новым условиям потребитель оплачивает только работы на своем участке и покупает все газовое оборудование — котел, бойлер, батареи, плиту.
Поручение о догазификации было дано президентом РФ Владимиром Путиным 21 апреля 2021 года, поэтому на подведение газа к участку до этой даты оно не распространяется. То есть если вы провели газ в дом раньше поручения, вернуть вложенные в это деньги вы не сможете.
Но бывают и другие ситуации — когда уже после 21 апреля 2021 года человеку все равно пришлось самостоятельно оплатить подведение газа к своему участку. Так происходило из-за того, что социальная газификация началась в регионах в разное время. Причиной послужило отсутствие правовой базы. В таких случаях компенсация за газификацию частного дома возможна.

Вернуть средства по договорам на газификацию можно, только если договор был заключен и оплачен после 21 апреля 2021 года, при этом акт о подключении не подписан. Такой порядок определен в Правилах подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 года № 1547.
Текст пункта 125 Правил подключения
125. Заявители, заключившие договоры о подключении после 21 апреля 2021 г., по которым акты о подключении не подписаны, вправе обратиться к исполнителю с обращением о включении в договор о подключении условия о бесплатности оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения до границы земельного участка, на котором расположено домовладение.
Заявитель вправе представлять указанное обращение в офисе исполнителя, либо через личный кабинет заявителя, либо через многофункциональный центр, либо через единый портал или через региональный портал, либо письмом, направляемым в адрес исполнителя.
Исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного обращения направляет заявителю дополнительное соглашение, предусматривающее бесплатное оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения до границы земельного участка, на котором расположено домовладение, при этом срок подключения определяется в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом.
В случае если заявителем уплачены средства по договору о подключении, в указанном обращении должна содержаться просьба о возврате уплаченных средств по договору о подключении с указанием реквизитов банковского счета.
Исполнитель в течение 3 месяцев после получения указанного обращения осуществляет возврат уплаченных средств заявителю.
Чтобы получить компенсацию затрат на газификацию, необходимо обратиться в вашу ГРОГазораспределительная организация | глоссарий → с заявлением. В документе нужно указать просьбу включить в договор условие о бесплатном оказании услуг по подключению и просьбу о возврате уплаченных средств. Это можно сделать как напрямую в офисе ГРО или МФЦ «Мои документы», так и через портал Единого оператора газификации, направив обращение через форму обратной связи внизу страницы, либо письмом, отправленным по почте в ГРО.
Через десять дней после направления заявления вы получите уже новое соглашение, в которое будет внесен пункт о бесплатном подведении газа. Уплаченные ранее средства будут возвращены не позднее трех месяцев.